?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Сын полка: Валерий Вилямовский. Неизвестный подвиг пятилетнего мальчика
anna_nik0laeva
Валерий Яковлевич Вилямовский был настоящим сыном полка и я счастлива, что жизнь подарила много часов общения с этим замечательным тренером и человеком. Я не только узнала его удивительную историю детсва, но и сделала все, чтобы наше с ним огромное интервью опубликовали без купюр в спортивном журнале. Сами гонщики называли  Валерия Яковлевича за глаза ласково, "дядя Виля". Ни от кого  не слышала за много лет ни одного плохого слова. Казалось, тренер вообще не умеет повышать голос, или сердиться .



К сожалению, эти строки он уже не прочтет, с 2012 года Валерия Яковлевича нет с нами. Моя публикация в Живом журнале  дань памяти ему и если бы он был жив, я непременно поздравляла бы его с днем Победы 9 мая. Когда Валерий Яковлевич рассказывал мне  о том, как  самостоятельно, под обстрелом, завел амфибию и смог доехать до ворот военной части, он вдруг покачнулся и упал на пол, лицом вниз.Окружающие сразу сообразили, что нужно делать,   побежали за дежурным врачом, благо, его кабинет был рядом. Валерий Яковлевич уже через пару минут полностью пришел в себя. подоспевшая врач сборной команды померила давление, спросила про хронические болезни, какие он принимает препараты, про то, как часто тренер теряет сознание. На все вопросы доктора Валерий Яковлевич отвечал отрицательно.

Ничем не болен, хронических заболеваний, несмотря на преклонный возраст, не имеет, постоянно никаких лекарств не принимает, сознание потерял первый раз в жизни. Уже тогда для меня стало понятно, насколько важны для Валерия Яковлевича эти воспоминания, как остро они переживаются даже спустя шестьдесят лет
Вот выдержки из интервью, которое мы смогли закончить лишь спустя три недели, когда Валерий Вилямовский выздоровел. Выдержки из нашей беседы публикую в своем журнале:

"...... Когда германские войска оккупировали мой родной Смоленск, мне было всего-то пять годков. Отец ушел на фронт, его призвали в действующую армию, а мама пыталась спасти нас,троих детей. На вокзале была толчея, все куда-то бежали. И так получилось, что я потерялся на перроне. К счастью мама заранее сделала нам рюкзачки и в каждый положила записку с нашей фамилией, именем — всеми необходимыми данными. Так я попал в детский дом. Если бы не это, меня, быть может, никогда бы и не нашли.

Отец, узнав что я пропал, предпринял все
возможное чтобы найти меня. Через какое-то время из детского дома меня забрали и перевезли в одну из воинских частей. Солдаты спрятали меня в машине, укрыв брезентом, и привезли на территорию авиационной базы прифронтового аэродрома, где ремонтировали самолеты. Туда же возвращались истребители после боевых вылетов.

Жил в гараже, практически всю войну
провел с солдатами. Часть вместе с самолетами передвигалась за фронтом — от Серпухова и практически до Берлина. Поэтому считаю себя сыном полка, хотя никаких документов о моем нахождении в части, естественно, не существует. Понятно, никаких игрушек в гараже не было, а играть хотелось. Как-то случайно ребята нашли на свалке старую раму и вилку от детского велосипеда МВЗ, (московского велозавода, носившего имя И. Сталина). Не было ни колес, ни седла, ни цепи. И все-таки местные умельцы каким-то непостижимым образом смастерили для меня велик.

Они придумали колесо: из столовой взяли заготовки для солдатских мисок — четыре круглых листа дюраля. Соединили их по два вместе, сделали элементарную мед- ную втулку, склепали все это — получилось дисковое колесо. Вместо передней звездочки взяли шкив от полуторки (авто- мобиля ГАЗ-ММ) для ременной передачи. Сзади тоже сделали маленькую круглую втулочку и натянули вентиляторный ремень от автомобиля. Получился настоящий самодельный велосипед, украшенный медалькой «М» спереди. А вместо седла, которое заменить было нечем, приделали верхнюю часть от костыля. Педалей, конечно же, у моего велика не было, только шатуны. Из положения вышли таким образом: взяли обычную калошу, прикрепили к ней медную втулку, трубку и надели ее на педаль. Сапожник из нашей части сшил маленькие кожаные сапожки. В этих сапогах я влезал в калоши, вращающиеся на шатуне. Думаю, что это были первые в мире контактные педали. Мне было очень удобно в них кататься. Словом, очень оригинальный ве- лосипед получился, хорошо помню его до сих пор.

Был в части и трофейный автомобиль «Амфибия». Эта маленькая машинка могла и плавать по воде, и ездить по суше. Водитель Аркадий терпеливо учил меня управлять «Амфибией», переключать передачи. Из-за маленького роста, чтобы видеть дорогу, мне приходилось управлять рулем стоя. В машинке все было такое миниатюрное, что даже я легко справлялся с управ- лением. Из части мы с Аркадием иногда выезжали в город, за почтой, за провизией. Однажды, к несчастью, попали под обстрел. Аркадия ранило и мне пришлось встать за руль. Я сумел повернуть обратно и доехать до базы. С разгона автомобиль уткнулся в ворота части. Выбежали солдаты, попытались привести водителя в чувство, кричали "Аркадий, Аркадий"... но ранение оказалось смертельным.

Еще детскими глазами видел пленных немцев, которые, однако, воображали себя победителями — во всяком случае, еще в 1942-м году они были очень наглыми. Один из них ударил меня камнем, когда я приблизился. Только уже в 1944 году они кричали: «Гитлер капут!» и выпрашивали у местных жителей хлеб. Русский человек — добрый по своей натуре жалел
пленных, часто делился последним куском хлеба. Хотя это и может показаться невероятным после всех зверств фашистов на нашей земле. Я видел расстрелянные чудовищно иконы. Это невозможно забыть.

— Можно ли сказать, что велосипед из солдатских мисок стал вашим первым трековым велосипедом?

— Детские навыки езды на том оригинальном велосипеде сказались на технике владения спортивной машиной. Тогда, в далеком 1942 году, езда на велосипеде по одной дощечке (а это не так уж просто) воспринималась как развлечение. Но думаю, что вовсе не случайно у меня всегда была хорошая техника владения велосипедом, ее основы были заложены еще во время войны.

— Чем запомнилось вам 9 мая 1945 года?

— Конечно, это самое яркое детское воспоминание, оно стоит перед глазами и по сей день. 9 мая 1945 года, глубокий вечер и вдруг — шум, крики, на улицу выскакивают солдаты и офицеры, все в белых нательных рубахах, качают офицеров, обнимаются, стреляют в воздух. В этом праздничном вихре не забыли и про меня — в честь Дня Победы подарили большую коробку шоколада. Вкус этого горького шоколада запомнился на всю жизнь. Как и картинка на коробочке: американский са- молет «Дуглас». — А когда вы вернулись домой? — В 1946 году. Уже вместе с отцом. На трофейном опеле «Капитан», к которому был привязан любимый трофейный не- мецкий велосипед «Диамант».



http://provelomag.ru/pdf/1_2010_preview_7.pdf

promo anna_nik0laeva october 5, 2015 22:09
Buy for 300 tokens
Дело в том, что все журналистские расследования, поездки и репортажи - все это я делаю в свободное время и за свой счет, сжигая свои нервные клетки. Меня никто не спонсирует. То, что здесь опубликовано - сделано бескорыстно и бесплатно. Друзья и читатели! Если вам интересен мой блог и то, что…